Трюмная помпа

Первую статью по теме «Тюнинг катера», мы решили посвятить осушительной системе катера. В нашем сервисе мы видим много лодок и катеров, общаемся с их владельцами, и на удивление обнаружили, что такая несложная тема как осушительная система катера, вызывает массу вопросов. Ну, обо всем по порядку.


НА КАКИЕ ЛОДКИ НУЖНО СТАВИТЬ ТРЮМНУЮ ПОМПУ?

Трюмные помпы обязательно нужно ставить на лодки, у которых ограничен или затруднен доступ к подпалубному пространству для откачки воды.

Как известно в автомобиле, что не делай, а в салоне все равно скапливается пыль дорог, а в лодке, как ни старайся, скапливается вода. От дождя, от брызг на ходу, капает со снастей, стекает с купальщиков и т.д. И если у вас лодка не самоотливным кокпитом, то в течение дня, капля за каплей, несколько литров набежит. И куда она девается, правильно, стекает на дно лодки. Конечно, пара литров, и даже пара десятков литров воды лодку не утопит, вода неприятно будет булькать где-то под ногами, а главное лодка явно «потяжелеет», а это ой как отразится на ходовых характеристиках. Что бы такого не происходило, воду надо откачивать, а как? В былые времена мы поднимали эдакую решетку на дне лодки, и ковшиком воду вычерпывали.

  • Кстати эта решетка называется слань, а если их несколько, то слани! Слань – это съёмный пол на судне, или днищевой настил в трюмах судна. Съёмным делается как раз для откачивания воды. Ключевое слово в определении термина «слань» - СЪЕМНЫЙ. Вот в ПВХ лодках с жестким дном, там слани! И совершенно непонятно почему многие называют любой пол в лодке сланями или не дай бог пайолами? Как угодно, но только не палубой! Друзья, несъемный, жестко закрепленный пол в вашей лодке называется ПАЛУБА.

Так вот сегодня, когда во многих небольших лодках на дне лежат не слани, а устроена нормальная, жестко закрепленная палуба, по дну больно-то ковшиком не почерпаешь. Да и через кормовой рундук к дну не всегда подлезешь. Что же делать, если воды натекло или лодка дала течь, не дай бог? Ответ очень прост – устанавливать трюмную помпу! Это будет правильное и довольно недорогое улучшение вашей лодки.


КАКОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНА ПОМПА?

Самый главный показатель работы трюмной помпы – это ее производительность, то есть, какое количество воды помпа способна перекачать за единицу времени. Если вы хоть раз видели трюмную помпу, то наверно обратили внимание на маркировку на ее корпусе, что-то типа – 500 GPH, 750 GPH или 1500 GPH. Это и есть обозначение производительности помпы. Только дана она в галлонах! Иногда производители дублируют в литрах, но если они этого не сделали, то и самому пересчитать не сложно.

Галлон - это мера объёма в английской системе мер, соответствует от 3,79 до 4,55 литра в зависимости от страны употребления. 500 GPH – это значит 500 галлонов в час. Давайте пересчитаем это на литры в минуту.

500 gallon × 3,79 литра ÷ 60 минут = 31,58 л/мин.

Т.е. за минуту такая помпа перекачает полторы двадцатилитровых канистры воды. Много это или мало? Однозначно ответить сложно, слишком много влияющих факторов – размер лодки, вес команды и груза, интенсивность дождя или размер пробоины, если такая образовалась. С пробоинами тут вообще сложно, т.к. предугадать размер течи нельзя, тут чем мощнее будет помпа тем лучше, а вот с осадками можно попробовать прикинуть.