Якорная стоянка, часть №1 - Лебедки

Обновлено: 28 янв. 2020 г.

В серии статей о якорно-швартовом оборудовании, мы расскажем о том, из чего состоит комплект оборудования для якорной стоянки и как его выбрать.


1. Самая важная и дорогостоящая деталь при выборе якорно-швартового оборудования – это ЛЕБЕДКА.

Якорная лебедка – это основное электрическое или механическое устройство для подъема и сброса якоря.

Первое, с чем нужно определиться при выборе лебедки, так это ее мощность. Производители лебедок, как правило, сопровождают свои изделия информацией о том, на какие суда – какой длины, водоизмещения и парусности нужно устанавливать ту или иную лебедку. Пишут, с какой весовой категорией якорей должна работать та или иная лебедка, а так же с каким диаметром троса и цепи. Так что, имея такую информацию, лебедку подобрать будет не сложно.

Для более точного расчета, необходимо учитывать максимальное тяговое усилие и рабочую нагрузку лебедки. Максимальное тяговое усилие (нагрузка), обычно принимается как трехкратная рабочая нагрузка. А рабочая нагрузка, в свою очередь, есть вес якоря + вес троса и/или цепи. Не забывайте, что лебедка служит для подъема якоря, а не для маневров судна, т.е. подтягивания его куда-либо. Если вы будете использовать лебедку и для таких целей, нужно выбрать модель помощнее.

Второе, не менее важное, значение имеет тип лебедки. Существует три основных типа – вертикальные, горизонтальные и горизонтальные катушечного типа.


Вертикальные лебедки (шпиль), рис. № 1

Основной их особенностью является то, что зацепляющая часть механизма, барабан и/или звездочка, располагается на палубе, а часть, электродвигатель и редуктор - под ней.

К плюсам этого типа лебедок относится то, что они имеют небольшую надпалубную часть, как правило из нержавейки, что практически не портит внешний вид судна и экономит место на палубе.

К минусам то, что они требуют некоторого пространства под палубой, для размещения электродвигателя, и довольно объемного цепного ящика для укладки цепи или троса, см. рис.1.1.